Направление «Ученик - патриот и гражданин»

Главные идеи:

Ø формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

Ø поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;

Ø воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны

Ø стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;

Ø понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.

 

Главные цели

1.                Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;

2.                Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;

3.                Признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

Задачи воспитания:

Ø формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;

Ø формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

Ø обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

Ø формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

Ø воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

Ø проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

 

Понятийный словарь

Патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, уважение суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование во имя других людей, терпимость, демократия, гражданственность, гражданин, дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, преступление, закон, конституция государства, правительство, президент — глава государства.

 

Содержание воспитательной работы:

Изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

изучение биографий выдающихся граждан своей страны — патриотов и борцов за Отечество;

развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

организация встреч с представителями общества — истинными гражданами и патриотами своей страны;

создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;

посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;

поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;

активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

привлечение учащихся к работе в общественных организациях, в пионерском и молодежном союзах;

формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьба с шовинизмом.

 

Формы внеклассной работы:

Ø тематические классные часы, спецкурсы;

Ø встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

Ø посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;

Ø конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

Ø праздники получения паспорта, дня Конституции;

Ø интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;

Ø конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;

Ø походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.

 

Традиционные мероприятия для классных руководителей:

Изучение гражданской позиции педагогов, занимающихся воспитанием учащихся;

 просвещение педагогов по проблемам формирования гражданской позиции учащихся, патриотизма;

учет интересов учащихся в понимании проблем гражданской позиции общества,

терпеливое разъяснение учащимся позиции страны в вопросах формирования патриотизма и гражданской позиции членов общества;

создание условий для выбора самими учащимися их гражданской позиции, избегание ситуаций навязывания взрослым своего мнения ученику.

Использование конкретного материала, способствующего формированию положительных эмоций, эмпатии и интереса к проблемам патриотизма и гражданственности, ответственное отношение к материалам сомнительной ценности, тенденциозности, односторонности, националистической и шовинистической направленности, учет возрастных особенностей и уровня осведомленности учащихся в подборе и использованию материалов воспитательного характера, создание эмоционального контакта с учащимися для положительного воздействия на его душу и сердце:

демонстрация учащимся достижений в этом направлении, бескорыстного отношения и участия учащихся в мероприятиях патриотической и гражданской направленности;

поощрение учащихся, внесших свой вклад в проявление собственного патриотизма, гражданской позиции и показавших высокий уровень правовой и гражданской культуры;

поощрение педагогов, уделяющих большое внимание в воспитательной работе по этому направлению;

исследование уровня гражданской позиции учащихся школы, привлечение родителей к обсуждению вопросов воспитания гражданственности и патриотизма.

 

Сотрудничество с учениками должно быть организовано на основе следующих принципов:

Ø классный руководитель не запрещает, а направляет;

Ø классный руководитель не управляет, а сотрудничает на равных;

Ø классный руководитель не принуждает, а убеждает;

Ø классный руководитель не командует, а организует;

Ø классный руководитель не ограничивает, а предоставляет свободу выбора;

Ø классный руководитель не ищет слабые стороны, а развивает сильные стороны.

 

Традиционные мероприятия для учащихся 1-4 -х классов:

Разъяснение учащимся прав и обязанностей ребенка,

Знакомство школьников со статьями Конвенции о правах ребенка,

Праздник правовых знаний «Путешествие в страну справедливости»;

Конкурс юных правоведов «Его величество Закон»;

Интерактивные игры по мотивам русских сказок «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»;

Акции милосердия;

Создание картинной галереи славы в каждом классе;

Чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для людей, переживших войну;

Конкурс патриотической песни;

Читательская конференция по книгам детских авторов «Как поступать нельзя».

 

Традиционные мероприятия для учащихся 5—8-х классов:

В 5—8-м классе подростки нуждаются в серьезном и целенаправленном правовом и патриотическом воспитании. Преобладание общения как ведущей деятельности приводит к тому, что учащихся часто привлекает риск в совершении противоправных действий, они совершают необдуманные поступки из солидарности, из сиюминутного желания кому-то навредить, не задумываясь о последствиях.

В этом возрасте еще не сложились взрослые способы действия, предполагающие сознательную дисциплину. Для подростков характерно желание хорошо выглядеть, красиво одеваться, ориентация на материаль­ные ценности, что приводит иногда к криминализации молодежи и со­вершению противоправных действий.

Классные руководители должны обратить внимание на атмосферу в детских классных коллективах и школе. Необходимо созда­вать условия для проявления уважения прав каждого ученика, защищенности каждого, терпимости, поддержки каждого ученика, проявления внимания к каждой проблеме подростка.

 

Воспитательная работа с подростками должна быть направлена на программирование поведения учащихся в реальных жизненных ситуа­циях, на понимание значимости правовых норм в жизни. Возможны следующие мероприятия:

Диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам:

«Права и обязанности человека и гражданина»,

«Истинная и ложная демократия: примеры истории»,

«Свобода и ответственность. Что за этими словами?»,

«Демократические свободы моей страны»,

«Права и обязанности родителей»,

«Можно ли бороться с преступностью сегодня?»,

«Гражданские права и уголовная ответственность»,

Я имею право...»,

«Как не совершить ошибку...»);

Конкурс знатоков детективной литературы «По следам Агаты Кристи»;

Конкурс на лучший рассказ на тему «История страны — в судьбах людей»;

Социальные тренинги «Я выбираю профессию», «Выбор рабочего места» и т.д.;

Туристические походы (например, «Безымянные памятники моей России»);

Встречи с представителями ветеранских организаций, с воинами-интернационалистами, представителями правоохранительных органов, и т.д.;

Клубы под названием «В гостях у правоведа», «Родина»; «Уроки Победы» и др.;

Совместные конференции учащихся, родителей и педагогов «Конфликты и пути их разрешения».

 

Традиционные мероприятия для учащихся 9-го класса:

Старший школьный возраст — это время принятия первых значимых в жизни решений. Ребята должны уметь проявлять самостоятельность, обдумывать принимаемые решения, проецировать принятие решения на свою будущую жизнь, демонстрировать ответственность в принятии решений, задумываться о том, как принятое решение повлияет не только на его судьбу, но и на судьбу людей, которые рядом с ним.

 

Старшеклассники должны учиться с помощью внеклассной работы моделировать свою будущую жизнь в социуме. Они имеют право на об­щение с педагогами на равных, они хотят откровенно высказывать свою жизненную позицию, осмысливать ее в полемике со взрослыми людьми. Старшеклассники должны активно принимать на себя заботу о младших и пожилых людях. Возможны следующие мероприятия:

Ø Поисковые отряды старшеклассников «Пишем историю своей страны»;

Ø Встречи с ветеранами и помощь им;

Ø Конкурсы «Письмо ветерану», «Военные истории моей семьи», «В жизни всегда есть место подвигу», «Боевая и трудовая слава моего дома», «Отрывной календарь войны...»;

Ø Правовые тренинги;

Ø Встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право»;

Ø Спецкурсы по правовой и военно-исторической тематике;

Ø Праздники, посвященные памятным датам календаря, памятным событиям родного края.

             Направление «Ученик и его нравственность»

 

Главные идеи:

Ø принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;

Ø предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;

Ø воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;

Ø осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

Ø практическое применение нравственных знаний и умений;

Ø проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.

Главная цель:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

 

Задачи воспитания:

1.     Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

2.     Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

3.     Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

4.     Развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;

5.     Создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

6.     Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

7.     Создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

Понятийный словарь

Нравственность, нравственный выбор, жизненные ценности, нравственные законы и нравственные заповеди, эмпатия, нравственное поведение, этика в поведении, высоконравственные личности в мировой истории и культуре, нравственные категории: долг, порядочность, от­ветственность, скромность, душевная и духовная красота, умение общаться, конфликтность и бесконфликтное поведение.

 

Содержание воспитательной работы:

Изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия.

Изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей и воспитателей изученной проблеме;

Разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся, ответственности за свои поступки;

Учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;

Создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;

Поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

 

Формы внеклассной работы:

Спецкурсы по нравственной тематике;

Тематические классные часы;

Тренинги нравственного самосовершенствования;

Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами
страны, города, поселка;

Дискуссии по нравственной тематике;

Поисковая работа, создание музеев;

Шефская работа;

Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;

Клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

 

Традиционные мероприятия для классных руководителей:

Обсуждение и определение критериев нравственной воспитанности учащихся школы;

определение традиционных общешкольных и внутри классных мероприятий для проведения и анализа;

методическая работа, обучение классных руководителей проведению внеклассных мероприятий нравственной тематики;

тренинг личностного роста классных руководителей;

составление словаря нравственных понятий и категорий для обязательного обсуждения с учащимися;

формирование у классных руководителей понимания необходимости сотрудничества в вопросах нравственности с семьей ученика и использование традиций и опыта семей и поколений в решении данной проблемы;

обобщение опыта работы педагогов по данному направлению.

поощрение педагогов за неформальное отношение к формированию нравственной культуры учащихся и их семей;

изучение опыта семей учащихся по формированию нравственной культуры ребенка, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий по нравственным проблемам общешкольного масштаба.

 

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов

У младших подростков необходимо формировать привычку нравственного поведения. Учащимся необходимо демонстрировать достижения их товарищей в нравственном поведении, формировать культуру общения друг с другом в коллективе.

Большое внимание необходимо уделить демонстрации нравственных достижений выдающихся людей, подчеркивать благородство их поступков.

Классные руководители должны обратить внимание на художественные произведения поэтов и писателей страны и мира, описывающие нравственные поступки человека в самые разные эпохи.

 

В этом возрасте необходимо приобщать учащихся к проектированию своего нравственного поведения и его самосовершенствования.

Возможны следующие мероприятия:

Ø Школа душевной гимнастики (разрешение нравственных ситуаций);

Ø Аукционы доброты;

Ø Акции помощи ветеранам, больным людям, детям в детских домах, больницах;

Ø Праздник сюрпризов под названием «Для тех, кто рядом с нами»;

Ø Конкурсы знатоков «О братьях наших меньших»;

Ø Конкурсы рассказов (например, «Невыдуманные истории о красоте поступков человека», «Добрые руки человеческой помощи»);

Ø Конкурс знатоков «Страны, люди, герои...»;

Ø Конкурс проектов «Я хочу помочь людям».

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов

Для учащихся 7-8-х классов родители становятся менее значимыми, чем сверстники. Проблемы в семьях, разводы родителей часто совпадают именно с этим возрастом детей. Родители аргументируют это тем, но ребенок уже вырос, все понимает, не будет испытывать страданий из-за развода родителей.

Особое внимание воспитательная система школы должна уделить взаимоотношениям между представителями обоего пола. Необходимо воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей.

С подростками необходимо построить работу по нравственному воспитанию таким образом, чтобы они понимали значение понятий «истинное « и «ложное», учились отвечать за последствия своих поступков, принимать верное решение, признавать свои ошибки, просить прощение, осознавая свои ошибки.

Возможны следующие мероприятия:

Ø Устный журнал «Я голосую за...»;

Ø Праздник семьи «Всему начало любовь...»;

Ø Общешкольный конкурс знатоков «Вдохновение» (красивые истории о красивой любви);

Ø Общешкольный карнавал «Признание в любви»;

Ø Вечер вопросов и ответов «А вы любили?»;

Ø Часы общения (например, «Законы нравственности в мировой памяти», «Истинная дружба. Рассказы, легенды и живая действительность», «Жить и быть человеком», «Гармония мысли и поступка», «Об ответственности за себя и за других», «Мы — одноклассники, мы — друзья», «Как научиться жить без конфликтов»).

 

Традиционные мероприятия для учащихся 9-го класса:

Старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни. В задачу школы и классных руководителей входит развитие их нравственного и интеллектуального потенциала. Учащиеся должны изучить нравственные правила мира и своей страны, познакомиться с нравственными прин­ципами людей. Школа должна дать учащимся возможность проявить свои нравственные ценности на практике для блага других людей.

Возможны следующие мероприятия:

Дебаты и дискуссии по нравственной тематике;

Вечера памяти выдающихся людей страны и мира, внесших свой вклад в нравственное развитие общества;

Литературные конференции нравственной тематики для старшеклассников по биографиям выдающихся людей ;

Конкурс знатоков «Религии мира и их духовные наставники»;

Клуб «Открытая трибуна. Поговорим о нравственных категориях»;

Классные собрания по итогам четверти, учебного года «О себе вслух и только правду»;

Конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция», «Мой нравственный идеал»;

Исследование мнения старшеклассников на тему «Чем дорожу в родной школе»;

Праздник «Как на школы именины испекли мы каравай» (акция «Подарок школе своими руками»).

Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

 

Главные идеи:

Ø учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;

Ø формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;

Ø интеллектуальные возможности — это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;

Ø воспитание интеллекта — это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;

Ø здоровый интеллект — это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

                                     

Главная цель

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

 

Задачи воспитания:

1.                Знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;

2.                Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

3.                Поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;

4.                Давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;

5.                Разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии

 

Понятийный словарь

Интеллект, уровни интеллектуального развития (IQ), способности человека, любознательность, кругозор, интерес, цель, трудолюбие, творчество, широта и глубина ума человека, речь, собранность, ответственность, потребность в собственном совершенствовании, анализ, синтез, Сравнение, обобщение, речевые умения, способность к поиску и исследованию.

 

Содержание воспитательной работы:

изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики изменения интеллектуальных достижений;

формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;

развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта;

развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;

создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;

стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;

всемерная поддержка проявления таланта и незаурядности мышления;

контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для всемерного развития интеллекта учащихся.

 

Формы внеклассной работы:

Ø Интеллектуальные марафоны в классе, в параллели, в школе;

Ø Интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;

Ø Кружки по интересам в классе и в школе;

Ø Студии для развития учащихся школы;

Ø Творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;

Ø Создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН  между различными параллелями, между командами учителей, учащихся и родителей);

Ø Состязания изящной словесности;

Ø Интеллектуальные викторины;

Ø Предметные вечера;

Ø Литературные гостиные;

Ø Школы интеллектуального творчества;

Ø Читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»;

Ø Встречи с талантливыми сверстниками;

Ø Часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.

 

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов

Для учащихся 5—6-х классов характерно стремление к проявлению своих интеллектуальных умений в художественном творчестве, к демонстрации своих способностей, к развитию своих интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, делать выводы.

Необходимо нацелить классных руководителей не только на изучение интеллектуальных возможностей учащихся, но и на максимальное раскрытие их таланта, поддержки их интеллектуальных стремлений, способности к творчеству.

В этом возрасте интеллектуальная сфера детей развивается не столько вглубь, сколько вширь. Учащиеся должны иметь возможность максимально попробовать себя в различных видах интеллектуального творчества: сочинение стихов и рассказов, песен и музыки, техническое творчество, изобретательство и т.д.

Учащимся очень важно, чтобы каждый их успех был замечен и оценен.

Возможны следующие мероприятия:

Ø Часы общения, тренинги, беседы («Умная машина — мозг человека», «О способностях от А до Я», «Я расту, я умнею», «Школьные тайны. О школьных успехах моих родителей и обо мне», «Секреты словарей» и др.);

Ø Конкурсы, праздники, путешествия, конференции, выставки;

Ø Выставки-аукционы «Это сделали мы сами»;

Ø Праздник школьных умников;

Ø Общешкольный конкурс «Интеллектуал года»;

Ø Конкурс на самого читающего человека школы;

Ø Театральное представление «Судьбы гениев»;

Ø Конкурс проектов «Невероятное? Очевидное!»;

Ø Школа интеллектуального развития «В лабиринтах неизведанного».

 

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов

К 7—8-му классу у многих учащихся падает интерес к учебной деятельности. Это не всегда связано с их интеллектуальным развитием. Зачастую проблема кроется в отсутствии учебных умений, которые не были сформированы в 5—6-х классах. Это сказывается на учебных достижениях ученика, его рейтинге в глазах учителя. Мнение учителя очень весомо для классного руководителя, учащихся, ученик теряет свой статус в глазах сверстников, он чувствует себя неуютно в коллективе, старается сразу после уроков уйти домой или вовсе пропустить школьные уроки.

Для этого необходимо в масштабах школы:

развивать социальный интеллект учащихся, критическое мышление, умение адекватно оценивать себя, свои результаты, находить компромисс в оценке результатов своей деятельности с другими

людьми, оценивать свои результаты с проекцией не на «сегодня», а на «завтра»;

формировать культуру умственного труда учащихся, практически преодолевать учебные затруднения;

использовать кружковую и клубную работу для вовлечения учащихся в серьезную и интересную интеллектуальную деятельность;

обратить особое внимание на вовлечение в эту деятельность учащихся, у которых высокий интеллектуальный потенциал и низкий учебный результат.

 

Возможны следующие мероприятия:

Ø Конкурсы на лучшую смекалку, память, внимание, фантазию;

Ø Тренинги личностного роста учащихся с промежуточным анализом достижений учащихся;

Ø Общешкольный смотр интеллектуального творчества учащихся;

Ø Интерактивные игры;

Ø Тематические, интеллектуальные ринги и дуэли (например, «Белая перчатка», «К барьеру», «За гранью возможного», «Кто кого?» и др.);

Ø Школа тренировки интеллектуальных умений;

Ø Факультативы и кружки развития умственных способностей и социального интеллекта учащихся.

 

Традиционные мероприятия для учащихся 9-го класса

Старшеклассники определяют для себя, чем они будут заниматься в будущем, какая профессия станет основной в их жизни. Ребятам нужна помощь в определении профессиональных приоритетов с учетом их возможностей, стремлений, знаний о той или иной профессии. Задача школы — поддержать стремления учеников как можно больше узнать о про­фессиях, учебных заведениях, готовящих специалистов разного уровня.

 

Возможны следующие мероприятия:

Школьные вечера под названием «Ода будущей профессии»;

Школа будущего профессионала под названием «О профессиях от А до Я»;

Дебатные встречи «Какой он — профессионал XXI века?», «Я и моя будущая профессия. Мое мнение и мнение экспертов»;

Традиционные встречи за круглым столом администрации школы и выпускников 9-го класса  в начале и в конце учебного года под названием «Кем быть? Каким быть?»

Часы общения («О лучших людях моей будущей профессии», «Учебное заведение, в котором я хочу учиться в будущем», «Каким должен быть человек моей будущей профессии», «Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов», «Какие специалисты нужны на рынке труда?» и др.);

Исследования профессиональных приоритетов и профессиональной направленности учащихся в выборе будущей профессии;

Исследование влияния семьи, значимых людей и социальной ситуации на выбор будущей профессии;

Конкурс сочинений и эссе «Будущее моей профессии».

Направление «Ученик и его здоровье»

 

Главные идеи:

Ø сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей человека;

Ø образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;

Ø экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;

Ø социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;

Ø воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;

Ø стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления
к достижению невозможного.

 

Главная цель:

Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи воспитания:

1.                Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

2.                Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

3.                Формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;

4.                Создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

5.                Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

 

Понятийный словарь

Болезнь, воля, зарядка, занятия спортом, здоровье, вредные привыч­ки, полезные привычки, спортсмен, победы над собой, преодоление, недуг, стремление, Олимпиада, виды спорта, природа, безопасность.

 

Содержание воспитательной работы:

изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;

изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;

изучение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни учащихся;

изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;

разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;

учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях класса и школы;

содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;

всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;

поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;

контроль результативности занятий учащихся физкультурой и спортом в учебном заведении;

поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении;

привлечение родителей — энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.

                           

Формы внеклассной работы:

Ø Беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;

Ø Спортивные конкурсы в классе, в масштабе всей школы;

Ø Общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;

Ø Спортивно-исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике;

Ø Конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;

Ø Фестивали туристической песни;

Ø Спортивные аукционы;

Ø Интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;

Ø Спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;

Ø Научные исследования учащихся по спортивной тематике;

Ø Читательские конференции по спортивной тематике;

Ø Обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».

Ø Развитие положительных привычек, навыков гигиены, культуры пола.

Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены, необходимо, чтобы в учебном заведении строгие правила формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:

строгий контроль проветривания учебных помещений, помещений отдыха;

организация минуток отдыха, разминок на учебных занятиях;

организация активных оздоровительных перемен учащихся;

строгий контроль соблюдения учащимися санитарно-гигиенических требований;

традиционное, хорошо организованное санитарно-гигиеническое просвещение учащихся;

просвещение классных руководителей по данной проблеме и проведение для них обучающих семинаров по организации в классных коллективах содержательной воспитательной работы в данном направлении;

постоянное сотрудничество с медицинской службой школы по изучению состояния здоровья контингента учащихся, динамики и организации условий для улучшения их состояния;

организация практической деятельности учащихся по развитию санитарно-гигиенических умений;

постоянное сотрудничество с семьями учащихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей;

демонстрация знаний, умений и достижений учащихся в этом направлении, стремления к здоровому образу жизни.

 

Традиционные мероприятия для классных руководителей:

Совещание по анализу причин пропусков занятий учащимися по болезни без уважительной причины и анализ организации профилактической работы с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины, а также системы оказания помощи в классе болеющим детям, детям, оказавшимся в лечебном учреждении;

Знакомство классных руководителей с новейшими технологиями организации воспитательного процесса в этом направлении;

анализ повседневной организации жизни классных коллективов в данном направлении: дежурство в классе и школе,   организация классом своих перемен, дежурство в столовой и поведение учащихся в столовой, организацию питания в классе, внешний вид учащихся, поведение в школе, общение в стенах школы и за ее пределами;

 

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов

Для младших подростков характерно наличие желания заниматься спортом, но такие занятия требуют определенных усилий, на что у уча­щихся не всегда хватает воли и характера. В этом возрасте формируются и закрепляются как положительные, так и отрицательные привычки. Последние формируются, если ребенок предоставлен сам себе, если он не вовлечен в активную внеклассную деятельность. Ученики 5—6-х классов нуждаются в развитии познавательного интереса. Им необходимо демонстрировать культуру занятий спортом, формировать у них целеус­тремленность, силу воли и т.п.

Возможны следующие мероприятия:

Ø Конкурсы на лучшего спортсмена в классе;

Ø Театрализованные представления, например, Малые Олимпийские игры;

Ø Школы спортивных рекордов (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями, повторение рекордов великих спортсменов);

Ø Походы выходного дня под названием «Папа, мама, я — спортивная семья»;

Ø Клуб знакомств «По следам спортивной славы»;

Ø Викторины (например, «Спортсмены и судьбы»);

Ø Интерактивные игры (например, «Азбука здоровья»).

 

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов

Учащиеся в этом возрасте начинают достаточно серьезно интересоваться собой, своей внешностью, мало внимания обращая на свои мане­ры, поведение. Подросткам интересно совместное общение, демонстра­ция своих умений и достижений.

Возможны следующие мероприятия:

Ø Спортивные шоу;

Ø Рыцарские, спортивные турниры «Древность и современность рядом»;

Ø Школа спортивного болельщика;

Ø Конкурс спортивных агитбригад «Хочешь быть спортсменом отличным? Борись серьезно с вредной привычкой!»;

Ø Парад героев спорта школы;

Ø Конкурс походной песни;

Ø Циклы бесед «Гляжусь в себя как в зеркало...».

 

Традиционные мероприятия для учащихся 9-го класса

Подростки и старшеклассники достаточно много внимания уделяют занятиям спортом. Для многих из них спорт — это возможность получения в будущем престижной профессии, стимул для реализации своей мечты. Однако занятия спортом должны влиять не только на развитие внешних физических данных, но и способствовать развитию интеллек­та, кругозора учащихся, стремления не только тренировать свои мышцы, но и душу. Особое внимание должно уделяться формированию у учащихся нравственных качеств. Быть хорошим спортсменом, значит быть порядочным человеком. В первую очередь, это помощь слабому, защита человека. Воспитательные мероприятия школы должны быть направлены на демонстрацию нравственности, человечности, бескорыстия и порядочности в спорте.

Возможны следующие мероприятия:

Ø Конкурс на лучшее исполнение туристской песни;

Ø Защита проектов «Спорт в защиту мира»;

Ø Спортивные вечера следующей тематики: «Спортсмены России — посланцы мира», «Воля к победе — заслуги в спорте», «Им рукоплескали спортивные арены мира»;

Ø Олимпийский фестиваль спортивных надежд;

Ø Организация внеклассной, спортивной работы с малышами в школе;

Ø Подготовка инструкторов-спортсменов школы для проведения физкультминуток на уроках и во время перемен;

Ø Часы общения старшеклассников-спортсменов и младших школьников «Поговорим о занятиях спортом»;

Ø Конкурсы спортивного ориентирования;

Ø Спортивные товарищеские турниры учителей и учащихся на приз директора школы;

Ø Спортивные интеллектуальные бои под названием «Слабо?!»;

Ø Праздники чествования победителей-старшеклассников «Цена спортивной победы»;

Ø Дебаты в масштабе школы «Культура и спорт», «Сила есть, ума не надо?», «Занятия спортом и их последствия», «Горечь поражения в спорте. Чем она может обернуться?» и др.

Направление «Общение и досуг ученика»

 

Главные идеи:

Ø формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

Ø передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;

Ø воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

 

Главная цель.

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

 

Задачи воспитания:

Ø   формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;

Ø   знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

Ø   развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;

Ø   использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;

Ø   создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;

Ø   учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;

Ø   демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

Ø   воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;

Ø   воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

Ø   оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;

Ø   способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;

Ø   предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.

 

Понятийный словарь

Эмпатия, рефлексия, положительные и отрицательные эмоции и чув­ства, самоуправление, самовоспитание, терпимость, открытость, искренность, способности, творчество, культура коммуникации, речь и рече­вое общение, психогимнастика, пластика, умение слушать и слышать человека, смотреть и видеть, внутренняя и внешняя культура.

 

Содержание воспитательной работы:

Изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в учебном заведении;

изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;

качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;

учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;

поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;

демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям;

соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;

соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

 

Формы внеклассной работы:

Ø дискотеки к праздничным и памятным датам, к юбилеям школы, педагогов, учащихся;

Ø концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

Ø чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;

Ø сольные концерты учащихся, выставки картин, коллекций одежды, изделий, изготовленных собственными руками;

Ø конкурсы состязания талантов;

Ø дни творчества школы;

Ø чествования именинников, семей, в которых растут таланты.

 

Традиционные мероприятия для классных руководителей:

анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;

изучение идей и предложений учащихся, родителей, классных руководителей в рамках программы «Одаренные дети»;

планирование, разработка и анализ внеклассных мероприятий по данному направлению;

посещение внеклассных мероприятий в данном направлении и их анализ;

общение с активами классов и родительскими комитетами школы по вопросу участия учащихся классов в досуговой деятельности;

собеседование с классными руководителями по вопросу результативности организации работы с классом в конце каждой четверти;

организация учебы для учащихся-лидеров;

совместное планирование деятельности классного руководителя в данном направлении, привлечение специалистов домов творчества для участия в планировании.

 

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов

Младшие подростки очень нуждаются в проявлении своих эмоций и чувств. Переход в пятый класс связан с тем, что расширяется сфера их общения. Они должны общаться с разными педагогами, приспосабли­ваться к их манерам, поведению, взаимодействию с учащимися. Это приводит некоторых учащихся к зажатости, закрытости, поиску модели сво­его поведения.

Ребятам в этом возрасте очень хочется показать, на что они способны. Зачастую эти способности минимальны, но их демонстрация окружающим для ребенка — очень значительное событие. Ему хочется, чтобы все увидели, какими умениями он обладает.

В этом возрасте учащихся нужно учить общаться со всеми детьми, находить компромисс в общении, решать возникающие конфликтные ситуации достойно, не унижая и не оскорбляя другого человека.

Возможны следующие мероприятия:

Ø Праздник взросления;

Ø Праздник искренности и открытости;

Ø Конкурс знатоков традиций своей страны;

Ø Праздник именинного сюрприза;

Ø Новогоднее шоу «Века и герои»;

Ø Путешествие в мир музыкальной культуры.

 

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов

Учащиеся 7—8-х классов стремятся к общению со сверстниками. Им интересен не только сам факт общения, но и возможность средствами общения сравнить себя с другими, определить свои способности, сделать определенные выводы. От этого во многом зависит среда общения подростка. К примеру, если подросток мотивирован на серьезную интеллектуальную деятельность, если он общается с ребятами, с которыми у него общие интересы, можно предполагать, что такое общение позволит учащемуся развиться и обогатить себя новым опытом и знаниями.

Задача педагогов — дать учащимся возможность с помощью разнообразных форм досуговой деятельности и общения найти единомышленников, имеющих общие интересы, темы общения, взгляды на жизнь и т.д.

В этом возрасте ребятам интересно рассказать сверстникам о своих увлечениях, музыкальных пристрастиях, интересах, проверить, насколько оправданы их интересы и увлечения в глазах сверстников, задуматься над тем, что вызывает негативную реакцию большинства предпочитаемых сверстников.

 

Возможны следующие мероприятия:

Ø КВНы и брейн-ринги между классами;

Ø Музыкальные вечера и дискотеки;

Ø Предметные вечера;

Ø Фестивали туристской песни;

Ø Хит-парады любимых певцов, композиторов и песен;

Ø Конкурсы юных певцов и музыкантов школы;

Ø Фестивали песни стран мира;

Ø Агитбригады под названием «В королевстве кривых зеркал».

Ø Тематические часы общения, классные часы (например, «Музыкальный Олимп», «Великая музыка прошлого и современности», «За кулисами мира звезд», «Быть звездой — значит, каким быть?!», «Быть фанатом звезды — это дань моде или имидж?», «Как быть интересным в общении?» и др.).

 

Традиционные мероприятия для учащихся 9-го класса

Старшеклассники стремятся к общению с теми людьми, которым они доверяют. Их общение со сверстниками имеет постоянный характер. Они предпочитают те группы, в которых их принимают, где им интересно, которые дают возможность проявить себя, свою индивидуальность.

В этом возрасте очень многие учащиеся имеют устойчивые интересы, много знают о своих кумирах, часто их увлечения становятся первой ступенью в выборе будущей профессии.

Задача школы — дать возможность учащимся укрепить свои интере­сы или проверить их постоянство, утвердиться в собственном мнении, проверить свое умение общаться, развить культуру общения в самых раз­ных его формах.

Внеклассная работа должна помочь учащимся проверить свою само­стоятельность, умение принимать критику, бороться с несправедливостью, доказывать свою правоту.

 

Возможны следующие мероприятия:

Ø Ежегодные общешкольные дебаты «Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной себе и государству?»;

Ø Открытый школьный Интернет-проект «Моя школа в будущем»;

Ø Словесные дуэльные бои старшеклассников «Белая перчатка»;

Ø Школа риторики для старшеклассников;

Ø Клубы общения для старшеклассников и их родителей «Ветер перемен»; встречи с администрацией школы под названием «Есть вопрос!»;

Ø Ежегодные школьные премии старшеклассникам в номинации «За конструктивную критику»;

Ø Конкурс песни на школьную тему «Это наша жизнь»;

Ø Танцевальные вечера «В стиле танго и вальса»;

Ø Перекличка поколений - встречи выпускников «Через годы, через расстоянья»;

Ø Конкурс «Лицо года в летописи школы»,

Ø Праздник чествования победителей.

Направление «Ученик и его семья»

 

Главные идеи:

Ø семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

Ø ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

Ø ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты  и поддержки, свободной от любых форм насилия;

Ø школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

 

Главная цель.

Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

 

Задачи воспитания:

1.                Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

2.                Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

3.                Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

4.                Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

5.                Создавать условия для духовного общения детей и родителей;

6.                Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

 

Понятийный словарь

Семья, отчий дом, родословная, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, старшего человека в семье, история семьи, ее традиции и обычаи, праздники и будни семьи, законы и правила жизни в семье, права и обязанности членов семьи, нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты и табу се­мьи, забота о больных, инвалидах.

 

Содержание воспитательной работы:

создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;

создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик — родитель»;

удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;

разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель — ученик —родитель»;

привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;

демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

 

Формы внеклассной работы:

Ø Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);

Ø Праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее...», «Дорогое слово — отец», «Долгая и близкая дорога к дому»);

Ø Спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

Ø Клубы общения «Родители и дети»;

Ø Праздники — Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;

Ø Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

Ø Походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

Ø Дни творчества, дни открытых дверей.

 

Традиционные мероприятия для классных руководителей

Формирование у классных руководителей понимания того, что без тесного взаимодействия с родителями невозможно построить воспитательную работу с учащимися. Классные руководители, учителя школы должны понимать, что положительное взаимодействие с семьей начинается с создания доброжелательной атмосферы, равного и доброго отношения ко всем учащимся.

 

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов

Переход учащихся на среднюю ступень обучения часто оборачивается их высоким уровнем тревожности, изменением статуса ребенка в детском коллективе, трудностями в обучении и взаимодействии в учебном коллективе. Это связано еще и с тем, что родители, считая своего ребенка достаточно взрослым, уделяют ему меньше внимания, чем раньше. Ребенок становится более свободным, родители меньше интересуются его результатами и достижениями. Детям хочется стать самостоятельными, свободными от родительской опеки и контроля.

Возможны следующие мероприятия:

Нравственные часы общения и беседы

«О взрослых, которые были когда-то детьми»,

«Знаменитые фамилии России»,

 «Писатели и поэты о своем детстве»,

«Материнская любовь в фильмах и книгах»,

«Военные истории о материнской любви и верности»,

 «Как научиться оправдывать доверие»,

«Уроки детства моих родителей»,

«Наша родословная»,

«Я горжусь своей фамилией»,

«Герб моей страны, герб моей семьи»,

«Что стоит за словами «Мой дом»,

«Достижения и победы моей семьи»,

«Я — продолжатель традиций семьи, традиций страны»,

«Счастливые минуты моего детства»,

«Свечи человеческой памяти...»,

«Детство близких мне людей»,

«Бабушкины рассказы о детстве».

 

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов

Учащимся 7—8-х классов хочется, чтобы родители предоставили им полную свободу в действиях и поступках, позволили проявлять самостоятельность в выборе друзей и форм общения с ними. Родители становятся для ученика менее авторитетными, чем сверстники. Достижения родителей, их профессиональные умения воспринимаются учеником с определенной долей скептицизма, хобби родителей, их увлечения и пристрастия не всегда интересны ребенку, а иногда вызывают негативное мнение.

В этом возрасте проявляется кризис взаимодействия поколений. Зачастую дети не хотят принимать правила поведения, предлагаемые родителями, а родители не могут отказать себе в удовольствии лишний раз подчеркнуть несостоятельность ребенка, отсутствие в его характере каких-либо качеств, которые родители считают значимыми для его будущего. Задача школы — формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе, создание условий для знакомства родителей учащихся с достижениями их детей в самых различных сферах деятельности.

 

Возможны следующие мероприятия:

Ø Классные родительско-ученические собрания;

 Тематические конференции родителей и детей:

Ø «Права и обязанности родителей и детей»,

Ø «У опасной черты»,

Ø «Отцы и дети: перекличка поколений»,

Ø «Как не стать Фомой, не помнящим родства»,

Ø «О роскоши человеческого общения...»,

Ø «Вглядимся друг в друга внимательнее...»,

Ø «Мальчик — юноша — мужчина. Встреча отцов и сыновей»,

Ø «Опыт родителей — пример для подражания?!»,

Ø «Слова благодарности и признания...»,

Ø «О мудрости, доброте и человеческой красоте»,

Ø «Традиции семьи во взаимоотношениях мужчины и женщины»,

Ø «Красота внешняя  и чистота внутренняя»,

Ø «Традиции воспитания подростка»,

Ø «Правовое воспитание в семье», «О дружбе истинной и мнимой».

 

Традиционные мероприятия для учащихся 9-го класса

Большое внимание должна уделить школа воспитанию семейной культуры старшеклассников. В первую очередь, это формирование нравствен­ных понятий о сыновнем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи.

В задачу школы входит обучение проектированию будущей семейной жизни старшеклассников, исходя из реалистических ожиданий и возможностей самого старшеклассника.

Внеклассная работа со старшеклассниками в этом направлении должна сводиться к формированию семейных ценностей, подготовке к роли члена своей будущей семьи,  организации и проведению таких внеклассных мероприятий, которые бы способствовали закреплению в сознании учащихся следующих правил поведения человека в родительской семье и в своей будущей:

Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее. Уважать личную жизнь членов семьи, не допуская того, чтобы они стали рабами желаний, интересов, вкусов и привычек одного из членов семьи.

Не только получать приятное от членов семьи, но и совершать для них приятные поступки.

Открыто и тактично, высказывать свое мнение и свои мысли, научиться делиться с родными положительными и отрицательными чувствами. Уважать труд других и не бояться трудиться для других. Не делить домашние обязанности на мужские и женские, пробовать себя в различных ролях.

Принимать как само собой разумеющееся право каждого члена семьи на собственные интересы и увлечения, которые не всегда могут совпадать с интересами и увлечениями всех членов семьи.

Проявлять собственное достоинство и человечность, не попирая при этом достоинство и человечность других членов семьи.

Не пытаться переделывать других под себя и не позволять переделывать себя под других. Считаться с чужим мнением, даже если оно расходится с вашим мнением. Доверять членам семьи и быть преданным ей. Помогать и поддерживать друг друга не только в горестные, но и в радостные минуты жизни.

 

Возможные следующие мероприятия:

Ø Игровые тренинги моделирования семейных и супружеских ситуаций;

Ø Читательские конференции по произведениям отечественной и мировой литературы, предоставляющие возможность постановки и решения нравственных задач семейного воспитания;

Ø Диспуты и дебаты старшеклассников и родителей:

Ø «Что важнее в семье — горькая правда или сладкая ложь?»,

Ø «Если родители в разводе...»,

Ø «Выбор профессии: мнения разделились...»,

Ø «Кого слушать — друзей или родителей?»,

Ø «Брак по любви или брак по расчету?»,

Ø «Отцовский авторитет. Он есть или его нет?»,

Ø «Последствия сексуальных отношений»,

Ø «Если мнения разделились...»,

Ø «Как быть достойным своей любви?»);

 Интеллектуальные клубы старшеклассников:

Ø «Женщины — декабристки. Великое служение супружескому долгу»,

Ø «Судьбы женщин в странах мира»,

Ø «Праздники и будни обычной российской семьи. Необычное интервью»,

Ø «Лучшие фильмы России о любви мужчины и женщины»,

Ø «Какой я вижу мою будущую семью?»,

Ø «Мужчина и женщина на войне. Невыдуманные рассказы»,

Ø «Музыка и литера­тура о вечной теме»,

Ø «Рассказы о человеческой стойкости и предательстве в любви»,

Ø «Образец семьи в религиях мира»,

Ø «Семья в пословицах и поговорках, народных преданиях»,

Ø «Великие люди страны и мира о семье и детстве»;

Ø Научно-исследовательские конференции по вопросам семейных отношений;

Ø Просмотры научно-популярных и художественных фильмов с последующим обсуждением; праздники передачи семейных реликвий.

 

Цель:  воспитание гражданина и патриота.

Задачи:

1.Формировать гражданскую  и правовую направленность личности, воспитывать гордость за свое Отечество и ответственность за судьбу своей страны.

2. Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков.

3. Создавать условия для  становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.

4. Формировать у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

5. Создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

6. Создавать систему целенаправленной воспитательной  работы с родителями для активного и полезного взаимодействия школы с родителями.

7. Создавать условия для учащихся для активного взаимодействия с социумом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учащимися

Школьные традиции

№ п/п

Название мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

1

Подготовка и проведение 1 сентября. Классный час на тему: «Моя малая Родина»

2-9

Август-1 сентября

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

2

«День урожая»

2-9

Октябрь

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

3

«Новогодний карнавал»

2-9

Декабрь

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

4

«День родной школы»

2-9

Февраль

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

5

Смотр строя и песни 1- 9 классы

  2-9

февраль

Туктагулова Д.Э.

Классные руководители

6

«А ну-ка девушки!»

  7-9

Март

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

7

Подготовка и проведение Последнего звонка

2-9

Май

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители









 

 

План мероприятий по направлению:  «Ученик – патриот и гражданин»

п/п

Название мероприятий     

Класс

Сроки

Ответственные

 

1

Участие в районной эстафете, посвящённой 70-летию Великой Победы.

 

2-9

 

0ктябрь

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

2

Операция «Моя рука в твоей руке» - шефство над ветеранами ВО войны.

7- 9

В течение года

Туктагулова Р.Х. Классные руководители.

3

«Поклонимся великим тем годам» - литературно – историческая композиция.

7-9

В течение года

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

4

Участие в районной акции «Стяг Победы»

2-9

Октябрь

Туктагулова Р.Х., классные руководители

5

Участие в митинге, посвящённом

 70-летию Великой Победы.

2-9

май

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

6

Викторина по правовой тематике

 

7-9

декабрь

Базикова Д.Х., учитель обществознания

7

«Права и обязанности ребёнка. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка»

2-9

октябрь

Классные руководители

 

8

Акция милосердия «Адресная открытка для пожилых людей»

7-9

в течение года

Ученический совет

9

«Гражданские права и уголовная ответственность». Диспут

7-9

январь

 

Базикова Д.Х.

Классные руководители

10

Дни Воинской славы – уроки мужества   (согласно датам)

2-9

В течение года

Классные руководители

11

«Государственная символика» – беседа

2-4

март

Классные руководители

 

12

Праздник, посвящённый Дню защитников Отечества

2-9

февраль

Классные руководители

 

13

«День пожилых людей» – акция

2-9

октябрь

Администрация школы

14

Проведение круглого стола «Человек и закон»      

7-9

март

Учитель обществознания Базикова Д.Х.

15

Участие в Дне призывника

9

Октябрь, май

Туктагулова Д.Э.

Администрация школы

16

Участие в районных мероприятиях, конкурсах   

2-9

В течение года

Классные руководители

17

Последний звонок      

2-9

май

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

18

Смотр строя и песни, посвящённый 70-летию Великой Победы

2-9

февраль

Туктагулова Д.Э.

Классные руководители

19

Конкурс плакатов ко Дню защитника Отечества

2-9

февраль

Туктагулова Р.Х

Классные руководители

20

Месячник по оборонно-массовой работе, посвящённый 70-летию Победы.

7-9

февраль

Туктагулова Д.Э. – учитель ОБЖ

21

Конкурс рисунков «Овеянные славой»

2-4

Апрель

Классные руководители

22

Конкурс плакатов «Это праздник со слезами на глазах»

7 -9

Апрель

Классные руководители

23

Конкурс сочинений «Героические страницы истории»

  9

Январь

Учителя предметники

24

Военизированная игра «Зарница»

2-9

февраль

Туктагулова Д.Э.

        

 

 

 

План мероприятий по направлению: «Общение и досуг ученика»

№ п\п

Название мероприятий     

 

Класс

Сроки проведения

 

Ответственные

1

Выставки рисунков учащихся      

2-9

в течение года

Туктагулова Р.Х.

2

Общешкольный опрос «Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной?»

 

7-9

сентябрь

Туктагулова Р.Х.

3

Выпуск общешкольных газет       

2-9

в течение года

Туктагулова Р.Х.

4

Праздник Осени

Осенняя ярмарка

2-9

сентябрь

Классные руководители

Туктагулова Р.Х.

5

Слово о Матери 

7-9

ноябрь

Туктагулова Р.Х.

6

Новогодний праздник

2-9

декабрь

Администрация

Классные руководители

7

День защитников Отечества

 

2-9

февраль    

Туктагулова Д.Э.

Туктагулова Р.Х.

8

Вечер встречи  выпускников

2-9

Февраль

Туктагулова Р.Х.

9

Международный женский день    

2-9

Март

Туктагулова Р.Х.

10

День Космонавтики

2-9   

апрель

Кл. руководители

11

День Земли        

2-9

Апрель

Классные руководители

12

День Защиты детей

2-9

июнь

Туктагулова Р.Х.

Классные руководители

13

Работа учащихся по приведению в порядок пришкольного участка

2-9

весна, осень        

 

Зав.пришкольным участком,

Кл. руководители

14

Летняя трудовая практика  

2-9

лето 

 

Зав.пришкольным участком

 Кл. руководители

15

Организация экскурсий

2-9